деревня Большое Свинорье

деревня Большое Свинорье

Сообщение участок 31 » 12 мар 2014, 05:48

Большо́е Свино́рье — деревня в Новомосковском административном округе Москвы (до 1 июля 2012 года была в составе Наро-Фоминского района Московской области). Входит в состав поселения Марушкинское.
На плане Генерального межевания 1784 года село значится как Свинорье. В 1892-1895 годах в селе была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа, сохранившаяся до наших дней. С 1911 года в документах фигурируют Большое Свинорье и Малое Свинорье. Деревня Малое Свинорье была упразднена и сохранилось только Большое Свинорье. Название происходит от слова «свинорой» — «свиное пастбище или пустырь».
Население: Согласно Всероссийской переписи, в 2002 году в деревне проживало 70 человек (31 мужчина и 39 женщин); преобладающая национальность — русские (96%). По данным на 2005 год, в деревне проживало 69 человек.
Расположение: Деревня Большое Свинорье находится у Боровского шоссе примерно в 13 км к западу от центра города Московский. Ближайшие населённые пункты — деревни Власово, Шарапово, Санино, Анкудиново и посёлок станции Крёкшино. Севернее деревни Большое Свинорье протекает река Незнайка.
Достопримечательности: В деревне Большое Свинорье находится церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1892-1895 годах в псевдорусском стиле по проекту архитектора С. В. Крыгина. Церковь имеет типичное продольно-осевое построение. Двухсветный четверик храма венчает пятиглавие. К трапезной примыкает двухъярусная колокольня. Церковь не закрывалась в советское время. Церковь Спаса Нерукотворного Образа является памятником архитектуры местного значения.
В деревне есть памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Вложения
russia-moscow-area-bolshoe-svinorie.jpg
russia-moscow-area-bolshoe-svinorie.jpg (99.63 КБ) Просмотров: 9102
участок 31
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 10:20

А вот выдержка из журнала "ОГОНЕК" (текст достоин "Крокодила

Сообщение Viostar » 12 мар 2014, 10:25

БОЛЬШОЕ СВИНОРЬЕ...
Наметилась новая тенденция. Раньше россияне жили по-свински и мечтали вырваться на время отпуска куда-нибудь в цивилизованное американо-европейское местечко -- нормально, красиво и комфортно отдохнуть как люди. Сейчас столичные люди перестали жить по-свински, а стали жить как люди. И в этот радостный момент сознание русских отдыхающих как класса изменилось. Им надоела заграница, и они отправились отдыхать туда, где давно не были, в русские деревни. Там они построили себе дома и, истосковавшись за свои рабочие столичные будни в чистых-пречистых блестящих-преблестящих офисах европейского формата, радовались родной деревне и... родному свинству. Такая вот тенденция. Мы решили узнать, каким образом деревня победила заграницу... Может, там понастроили современных гостиниц? Может, смогли извлечь из деревенской грязи какие-то лечебные свойства? Может, там ступить некуда от новых баров и дискоклубов? Может...

Одно из таких мест в Подмосковье -- деревня Большое Свинорье, история его стартует примерно в XIV -- XV веках. История богатая и таинственная. Таинственность заключается в том, что Большое Свинорье начиналось не с людей, а со свиней. В свое время в окрестностях славной деревушки никто не жил, а были только большие зеленые поля с травой, овраги крутые и красота природная невостребованная. Неподалеку обитал один только таинственный граф Николай. Так как графу Николаю жить в одиночку было скучно, он решил завести себе веселую компанию. Он развел свиней, расселил их по необъятным полям и стал за ними следить. Свиньи хорошо устроились, вырыли себе земляные норы в оврагах и стали жить-поживать прекрасно. Потом к свиньям стали подселяться люди. И люди, как и свиньи, в Большом Свинорье принялись размножаться, но, чтобы размножаться, они кушали свинину, естественно. И с каждым годом свиней становилось все меньше, а людей все больше. Так что на данный момент название свое деревня не совсем оправдывает, потому как за пять-шесть веков богатой свинорской истории человеческий генофонд Большого Свинорья полностью вытеснил свинский. Оставшихся свиней ближе к девяностым доели, а название осталось.

...Об истории Большого Свинорья отдыхающим с прекрасной грустью обычно рассказывает передовой рабочий большесвинорской молочной фермы Анатолий. Он обожает старое время, когда ферма была не просто молочной, но и свиной. В Большом Свинорье было 8000 свиней и 1200 коров! А сейчас на ферме лишь сто тридцать коров. С горя Анатолий пьет на работе водку. И вспоминает. Жена, соскучившись слушать воспоминания про старое прекрасное время, от Анатолия ушла. Поэтому сейчас Анатолий любит только дочку и оставшихся коров. Коровы на первом месте, потому что эта любовь хоть и несчастная, но взаимная. Анатолий гостей ведет на ферму, показывает своих истощавших любимиц и говорит со слезами на глазах: «Несчастные, бл... коровы!.. Посмотрите! Никому-у-у не нужны, кроме меня!» И коровы Большого Свинорья в таких случаях дружно мычат Анатолию в ответ. А пьяный Анатолий от умиления плачет.

Разваливающаяся ферма с разваливающимся Анатолием находится по левую руку от дороги, по правую -- сама деревня Большое Свинорье. Деревня маленькая, но в ней есть дома двух сортов: большие красивые и маленькие некрасивые. В больших красивых летом живут приезжие московские гости и их отдыхающие друзья, а маленькие некрасивые потихоньку разваливаются от размеренной жизни аборигенов.

Около дороги живет знаменитая бабушка здешних мест Елизавета Александровна. У нее можно угоститься чаем и приятной интеллигентной компанией. Она москвичка, но поскольку ей восьмой десяток уже идет, то поэтому она большую часть своей оставшейся жизни проводит в любимом Большом Свинорье. Она расскажет вам, что сюда ее подвозит на машине какая-нибудь из трех дочерей, хотя с ней они не остаются, так как в Москве у дочек много работы. А Елизавета Александровна, выращивая и созерцая в Большом Свинорье голландские гиацинты, пришла к выводу, что ей пора пожить так, как хочется. Дочки часто приглашали Елизавету Александровну съездить за границу, но Елизавета Александровна считает, что в большесвинорских местах гораздо лучше. Аборигены за такую любовь прониклись к бабушке из столицы большим уважением. И стали всем составом ее любить, и навещать, и расспрашивать на цветочную тему.

Аборигенов в деревне осталось немного, сейчас в Большом Свинорье постоянно живет человек двадцать. Но жить им не скучно, потому что почти каждый день к ним в деревню съезжаются люди из соседних поселков. Съезжаются, чтоб утолить религиозный голод, так как нигде в округе, кроме Большого Свинорья, нет ни одной приличной церкви. А здесь церковь большая и красивая, и тоже знаменитая.

Построена она была еще в те времена, когда свинский генофонд не был раздавлен в деревне человеческим, то есть примерно в XVI веке. Построили ее человеческими ресурсами Большого Свинорья. Но в 1812 году в деревню пришел Наполеон и сжег деревянную церковь, так как ничего не понимал в русской культуре. Больше - свинорчане прогнали французов и принялись строить новую церковь, но уже на другом месте. В новую деревянную церковь на другом месте в один день попала молния, и она тоже сгорела. Большесвинорчане перекрестились, четко определили знамение Божие и в 1894 году с пущим старанием начали в третий раз возводить церковь, на сей раз на ее изначальном месте, чтоб Бог не прогневался. Церковь с тех пор и стоит на краю деревни, радует своей красотой и неподходящим для мелкой деревушки величием глаз отдыхающих, звонит в колокола по праздникам и благоденствует.


У этой церкви настоящие золотые купола, красивые ветхие иконы и постоянный батюшка отец Василий. Знаменитая личность! Он обязательно расскажет вам свою просто-таки приключенческую и завораживающую биографию! В свое время он отслужил в рядах Cоветской армии против фашистов связистом, получил за это дело несколько медалей и орденов, а после войны стал священником. И это, по его просвещенному мнению, очень символично, так как «священник -- это тоже в каком-то смысле связист, между людьми и богом». По воле судьбы отец Василий стал спасателем и защитником большесвинорской церкви, так как ее советские власти, опутанные демонскими силами, хотели закрыть. Демонскую силу осуществляла дамочка из комитета, атеистка и коммунистка. Отец Василий в 71-м году большесвинорского демона хитро победил, дав дамочке из комитета взятку. Сумму взятки духовный наставник большесвинорчан не раскрывает, зато с гордостью отмечает, что большесвинорская церковь не прекращала своей работы ни на один день своей истории! Отец Василий с тех пор ежедневно приезжает в церковь проповедовать большесвинорчанам, как правильно жить.

Надо заметить, что негустые ряды оптимистов-большесвинорчан очень внимательно слушают речи своего духовного наставника и чаще всего делают правильные выводы. В последнее время все больше людей потянулись к отцу Василию креститься. Например, в день нашего приезда прозрела большесвинорчанка Лариса Алексеевна. Она призналась нашему корреспонденту, то есть мне, что она скорее сомневающаяся, чем верующая, но в ряды православных записаться желает по той причине, что «надо сродниться душой с русским народом».

Возле церкви вы обязательно встретите множество аборигенов, у которых здесь тусовка. Они тут встречаются, спрашивают друг у друга милостыни, наскребают в результате денег на закуску и идут пить самогон. Отец Василий смотрит на это с философской грустью.

Сейчас в Большом Свинорье начались большие стройки, новые русские туристы наконец осознали, что отдыхать в большесвинорской России ничуть не хуже, чем за рубежом, к тому же еще и намного дешевле и веселей.

Домов становится все больше и больше. Один богач, прельстившись комфортным отдыхом в Большом Свинорье, взялся даже соорудить в деревне три больших замка в готическом стиле. У него в лучших большесвинорских традициях это не получилось: он построил фундамент и сами замки, а на крыши денег не хватило. Те, кто поскромней, возводят простые, скромные красивые дачки и приезжают туда летом.

Поначалу все они, конечно, с презрением пялились на аборигенов, порой даже отказывались с ними общаться, но потом все разрешилось, потому что русский человек жить без общения не может. Новые русские большесвинорчане стали шутки ради помогать аборигенам. Например, они скинулись по пятьсот рублей на то, чтобы помочь ферме с протекающей трубой, установили новый колодец, помогают церкви...

И поэтому аборигены относятся к новым соседям хорошо. Они их называют любя «чпокнутыми» и заранее готовятся к летней встрече с ними. Сейчас, например, аборигены наняли трактор в соседнем поселке Крекшине и собирают мусор и металлолом с деревни, чтоб не портить «чпокнутым» настроение неэстетичными видами. «Чпокнутые» приезжают на машинах с тонированными стеклами, первые дни по московской привычке прячутся от аборигенов, но уже к концу первого месяца частенько остаются на тусовочной площади около церкви «поболтать с народом», потому что понимают, что общение с русским народом -- это и есть самый что ни на есть активный и полезный отдых.

Будете в Большом Свинорье -- обязательно съездите отдохнуть на пруды, с которых можно «пейзажи писать». Место это в своем роде элитное, потому что раньше князь Голицын, одно время проживавший в Большом Свинорье, тоже отдыхал на этих прудах. Там в то время был потрясающий пруд с небольшим островком в середине. Князь Голицын нанимал балет и заставлял его танцевать на острове, а «чпокнутые» XIX века катались вокруг на лодках и смотрели танцы. Сейчас «чпокнутые» на балет в Москве ходят, а в большесвинорских прудах предпочитают просто купаться.

В этих прудах можно купаться без опасений, они очень чистые, как и все остальное в Большом Свинорье. Ключ этой чистоты заключается в ветре, который в Большом Свинорье дует в сторону Москвы, а назад не возвращается и грязь московскую за собой не несет. Поэтому в Большом Свинорье всегда стерильно чисто. Кроме прудов, в Большом Свинорье есть речка Незнайка, но в ней купаться хуже. Незнайка сейчас мельчает и по каким-то мистическим для жителей Большого Свинорья причинам загрязняется.


В Большом Свинорье на лето можно арендовать дачку, а можно и построить ее себе. Жители Большого Свинорья, все более ощущающие себя не свинорчанами, а работниками туристической компании, настоятельно вас приглашают и гарантируют хорошее к вам отношение со своей стороны...

Они отмечают, что в Большом Свинорье, к сожалению, нет краеведческого музея, но пусть это не смущает любознательных туристов. В Большом Свинорье есть много общительных людей, советуем обратиться к библиотекарю кокошкинской школы Антонине, она местный краевед со стажем и с удовольствием расскажет вам про следы большой истории в этой маленькой обшарпанной деревушке. Большое Свинорье непосредственно участвовало во всех Отечественных войнах, и есть доказательства. Например, большое французское кладбище, на котором, как вы понимаете, захоронены французы из войска Наполеона. Когда французы отступали от Москвы, они остановились в Большом Свинорье и благодаря мужественной жадности большесвинорчан умерли там с голоду и холоду. Фашисты тоже подступали к Большому Свинорью, но их отбили мужественные большесвинорские воины. Рядом со школой есть памятник 41 погибшему в Великой Отечественной войне.

В самом Большом Свинорье особых культурных достопримечательностей, кажется, более и нет, но пытливый туристский ум может пройтись полчасика пешком в соседний поселок Крекшино и полюбоваться там усадьбой, в которой жил Лев Толстой. Эта усадьба имеет очень интересную подоплеку. Лев Толстой в свое время заказал себе построить два одинаковых домика потрясающей красоты: один под Лондоном, другой под Москвой. И все осуществилось, аналог крекшинской усадьбы есть в Англии. В свое время даже Маргарет Тэтчер, восхитившись красотой лондонской усадьбы, хотела навестить подобную в Крекшине. Начались массовые приготовления: выложили асфальтированную дорогу, убрали мусор с нее... но Маргарет Тэтчер не приехала!

Большесвинорчане по этому поводу не переживают, потому что у них есть «чпокнутые», а среди «чпокнутых» тоже есть знаменитости: Наташа Королева, Винокур, Евдокимов и много других.

С ними свинорчанам весело. А им весело со свинорчанами. Все довольны.

Саша ИВАНСКИЙ

В материале использованы фотографии: Александра БАСАЛАЕВА, Александра ДЖУСА

Адрес в Инете: http://www.ogoniok.com/archive/2001/4694-4695/19-12-15/
С уважением, Валерий участок №59.
Viostar
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 12 мар 2014, 10:11

Re: деревня Большое Свинорье

Сообщение Владимир » 12 мар 2014, 13:13

Спаса Нерукотвореннаго образа церковь в селе (Свинорье) Звереве, Петухово тож, на речке Свинорье.
Село Зверево, Петухово тож, на речке Свинорье, в 7135 (1627г.)- сельцо Московского уезда, Гоголева стана, принадлежавшее стольникам Григорью, Василью и Никите Алексеевым Зюзиным, как старая их вотчина, в сельце значится: "двор вотчинников и двор помещиков, в них 2 челов., да 4 дв. деловых людей, в них 4 челов., 4 дв крестьянских, в них 6 челов. и 2 дв. бобыльских, в них 3 челов.".
В 7140 (1632 г.) в сельце Звереве построена деревянная церковь во имя свю Димитрия царевича с пределом св. мученика Федора. В приходной книге Патр. Приказа 7140 (1632 г.) читаем: "по книгам старост поповских села Озерецкаго попа Федора, да села Чашникова попа Федора, навоприбылая церковь Дмитрия царевича в вотчине Григория Зюзина, села Зверева, дани 7 денег, заезда гривна".
За 1635-1679 г. в тех же приходных книгах писалось так: "церковь Благовернаго царевича Дмитрия Углецкаго и Московкаго чудотворца, да в пределе святаго мученика Федора, иже в Персии, в вотчине стольника Григория Зюзина; в селе Звереве, дани 13 алт. 5 ден. десятильничих заезда 3 алт. 2 ден."
По переписным книгам 7154 (1646 г.) за Григорьем Васильевым Зюзиным, в селе Звереве, Петухово тож, в сельце Баранове, на речке Пахре(?), и деревне Анкудинове числилось 2 двора вотчинниковых и 25 крестьянских, в них 70 челов. В 7186 (1678 г.) это имение принадлежало Степану Григорьеву, Степану Алферьеву и Ивану Володимирову Зюзиным и Андрею Иванову Колычеву, последнему оно досталось по променной записи 1672 г. от Василья Алексеева Зюзина. В селе Звереве в 7186 (1678г.) числилось 20 дв. крестьян., в них 88 челов. и 4 дв. бобыльских, в них 7 челов. После Андрея Ивановича Колычева имением владели его дети Семен и Степан Колычевы.
В приходных книгах Патр. Каз. Приказа 1680-1740 гг. церковь св. Дмитрия царевича Московского чудотворца писалась "в вотчине Степана и Семена Колычевых, в селе Свинорье, Зверево тож" с обозначением дани с 1712 года "27 алтын с деньгою" В 7198-7203 (1690-1695 гг.) две части села Зверева и дер. Анкудиновой приобретены покупкою князем Иваном Борисовичем Троекуровым и Федором Емельяновичем Бутурлиным, а третья часть оставалась во владении у Степана Колычева; от князя Ивана Троекурова оно досталось женек нязя Федора Ивановича Троекурова, вдовекн. Ирины Петровны, урожд. Салтыковой, сдочерю кн. Просковьею Федор., (вышедшею замуж за кн. Сергея Михайлов. Долгорукова) и жене князя Ивана Ивановича Троекурова, вдове Настасье с детьми кн: Алексеем, Петром и Александром Ив. Троекуровыми.
В 1704 г. в селе Звереве, Петухово тож, существовала деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная, вероятно, вместо старой ветхой церкви св. Дмитрия царевича Московского чудотворца; крестьянских дворов в селе числилось 22, в них 107 челов. В 1740-1755 гг. Зверево принадлежало жене графа Владимира Семеновича Салтыкова, Екатерине Алексевне, урожд. кн. Троекуровой, Федору Федоровичу Бутурлину и Петру Степановичу Колычеву. В 1755 и 1761 гг. Бутурлин и Колычев имение-село Зверево и дер. Анкудинову продали Сергею Васильеву Поздееву и Адриану Иваному Татаринову; а от граф. Екатерины Салтыковой перешло к родной ея внуке Прасковье Николавне, жене Дмитрия Александровича Гурьева; в 1782 г. оно куплено Николаем Пикитиным Демидовым.
При церкви св. мученика Дмитрия царевича находились священники: Яков Федоров 1646 г., Никита Андреев 1672 г., и Иван Никифоров 1689-1703 г., бывший с 1704-1713 гг. и при Спасской церкви; дьячки Иван Иванов, сын священника Ивана Никифорова. 1704 г. и Никита Иванов 1709 г., просвирница Авдотья Емельянова 1704-1709 г. В 1704 г. при Спасской церкви находилась богодельня.
Владимир
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 мар 2014, 13:11

Re: деревня Большое Свинорье

Сообщение Вилла #2 » 12 мар 2014, 18:19

Как-то разговаривал с местными краеведами-любителями по поводу происхождения названия деревни. Есть два варианта. Первый (красивый) - что на колокольне Спасского Храма в свое время были колокола, издававшие чудесный звон, и поэтому село называлось "Большое Звонорье", а потом уже стало Свинорьем. Второй (прозаический) - село стояло на пути из города Боровска, где был центр по выращиванию этих самых боровов (т.е. свиней). Свиней гнали в Москву на продажу своим ходом, в пути они худели, а на территории села их докармливали. Т.е. по факту было всегда много свиней.
Вилла #2
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 12 мар 2014, 14:32

Re: деревня Большое Свинорье

Сообщение участок 31 » 06 июн 2014, 10:34

Житель нашего поселка Александр Федоров нашел старую карту 1878 года.
На нём наша деревня называется Звинорье и речка также.
А в районе Крёкшино было Крокшино и Крокшина.
И всё это было Торокманов стан Зарецкой части Московского уезда.
Вложения
1Звинорье_1878.jpg
1Звинорье_1878.jpg (193.75 КБ) Просмотров: 8949
участок 31
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 10:20


Вернуться в Исторический раздел

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron